Zero block
Click „Block Editor” to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch

Адвокат по налоговым спорам

Досудебное урегулирование налоговых споров - это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.
Налоговые споры – это наиболее сложная разновидность арбитражных разбирательств.
Неправильное применение норм права налогоплательщиком — не главная причина возникновения споров с налоговыми органами.
Как правило, виной всему — пробелы в действующем законодательстве, частые изменения законодательных норм и их неправильное применение налоговыми органами.

С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:

  • Выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля; заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
  • Обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • Обжаловать действия и бездействие налоговых органов.

Причины налоговых споров в суде:

  • Незаконность нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
  • Незаконность ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
  • Незаконное взыскание обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
  • Возврат из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
  • Возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Некоторые новеллы судебной практики при рассмотрении налоговых споров в 2017-2018 г.г.
1
ФНС России вправе в порядке ведомственного контроля отменять решения нижестоящих налоговых органов без обращения налогоплательщика, а Минфин может давать разъяснения налогового законодательства.
2
Налоговая выгода признается необоснованной, только когда налоговая экономия приводит к негативным последствиям для бюджета.
3
Разрешает ли закон пересматривать решения инспекций спустя длительное время и не нарушает ли это права налогоплательщика? Вышестоящий налоговый орган может исправить ошибку нижестоящего и отменить его решение не позднее трех лет после окончания проверяемого периода(определения от 22 апреля 2010 года № 595-О-О, постановления от 24 марта 2017 № 9-П). При этом налогоплательщик может защитить свои права и оспорить действия налогового органа в суде.
4
Новое судебное толкование НК не должно действовать с обратной силой в отношении других налогоплательщиков, если оно ухудшает их положение. Добросовестный налогоплательщик, действуя в условиях предоставленного ему "благоприятного" налогового режима, не может предвидеть негативное изменение судебной практики, поэтому соответствующее доначисление налога должно соотноситься с периодами, в которые действовало разное толкование.
5
КС подтвердил обязанность Минфина и ФНС давать разъяснения налогового законодательства. Запросы к ним не могут переадресовываться другим ведомствам, а специфичные случаи Минфин и вовсе должен выяснять самостоятельно в рамках системы межведомственного взаимодействия.
6
Признание сделки недействительной означает наличие у налогоплательщика права корректировать налоговые последствия хозяйственных операций по такой сделке в периоде реституции.
7
Споры вокруг применения ст. 54 НК в части возможности корректировать ошибки в следующих периодах или в периоде совершения такой ошибки. Порядок исправления ошибки остается на усмотрение налогоплательщика. Но при этом глубина исправления ошибок ограничена общим трехлетним сроком на возврат и зачет налоговых переплат. Такая гибкость важна для налогоплательщиков при эффективном налоговом планировании
8
Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков, если докажет: полученный от участника займ носил характер долгового обязательства, а не инвестиции, был возвратным, своевременно обслуживался, а к моменту рассмотрения спора и вовсе был погашен.
9
Налоговая вправе переоценить деловые мотивы ведения налогоплательщиками бизнеса, переквалифицировать проценты по займам в дивиденды и исключить их из расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
10
Ранее действовавший закон о страховых взносах запрещал возврат соответствующей переплаты, если пенсионные взносы уже были разнесены по счетам индивидуального учета застрахованных работников, но позволял зачесть такую переплату в счет будущих платежей. Однако после 1 января 2017 года документ утратил силу, при этом администрирование взносов было передано в налоговые органы, а регулирование самих взносов вновь оказалось в НК. В отношении переплат по страховым взносам, образовавшихся до 1 января 2017 года, невозможен ни возврат, ни зачет (№ А56-67008/17).